Рефлексивное обучение

И снова здравствуйте, друзья!
До нового учебного года осталось совсем немного. А значит настала пора снова браться за работу. Это лето для меня не прошло впустую. "Рефлексивное обучение" - вот то новое, что я осваиваю шаг за шагом, и чем хотела бы поделиться с вами.
На этой странице вы найдете материалы для работы по данной теме. Для начала, чтобы ваша работа имела успех и принесла положительные результаты, позвольте дать вам несколько советов:

  1. Представляйте учащимся социально значимые образцы, т.е. работать и сотрудничать с успешными людьми (педагоги, товарищи по учебе, профессионалы извне), которые могут демонстрировать рефлексивные навыки, отношения, примеры поступков, способствовавших достижению ими определенных успехов. Учащиеся склонны имитировать примеры успешности, что делает процессы саморегуляции внутренне значимыми. 
  2. Учите использовать разнообразные стратегии обучения. Необходимо дать учащимся возможность выбора оптимальных форм и приемов работы. Следует вводить стратегии постепенно, поддерживая мотивацию на успех, давая возможность применить и передать полученные знания. Рефлексия собственноя деятельности должна стать привычной.
  3. Предоставляйте широкий спектр видов упражнений и заданий, делать паузы для отдыха и практического применения полученных знаний.
  4. Давайте эмоциональную подпитку для позитивной и эффективной рефлексии успехов и трудностей/ ошибок.
  5. Помогайте оценить свой прогресс в обучении, то есть учить соотносить свои действия и достижения с первоначальными целями/ установками.
  6. Ориентируйте на эффективное использование времени. Зачастую учащиеся не осознают, сколько времени тратят на выполнение задания, рационально ли его используют. Чтобы сократит временные потери, можно использовать разного рода календари, планеры, песочные часы, таймеры и т.д.  


Я начала применять приемы рефлексивного обучения более 5 лет назад. Ниже вы найдете описание техник, которые я успешно использую на уроках. Перейдя по ссылкам, вы можете распечатать готовые рабочие листы (пока только на испанском, но в перспективе планирую перевести их на русский и английский языки). Используйте с удовольствием!

БАНК ДАННЫХ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРИЕМОВ
Этап планирования
ABC-мозговой штурм
Уч-ся записывают слова по теме на каждую букву алфавита. Этот прием позволяет выявить стартовые знания по теме, дает направление для дальнейшего планирования.
На верхней линейке записывается основная тема (например, тематического раздела), затем тема разбивается на подтемы, каждая из которых записывается под предыдущей. Подтемы записываются от сложного к простому, то есть позволяют вычленять суть проблемы.
Гусеница

Задания изучаемой темы делятся на смысловые части, в «голове» — отражается название общей темы, на кружках, начиная с «хвоста», отражаются подтемы.
В голове размещается основная тема или идея, на щупальцах – подтемы или составляющие идеи.
В сердцевине ромашки записывается  название темы либо ключевой вопрос урока. На лепестках –  этапы усвоения темы либо критерии, по которым можно определить, что этап пройден. По мере продвижения лепестки отрываются для наглядной демонстрации прогресса.
Виноградная гроздь
Общая тема записывается на тарелке, на которой лежит гроздь. На каждой виноградинке записываются составляющие темы.
Карта целей
Конечная цель изображается в виде какого-либо объекта, задачи  размещаются в виде точек маршрута к цели. По мере выполнения точки-задачи либо отрезок пути раскрашивается цветными карандашами.
Графический органайзер, позволяющий разбивать основную цель на более мелкие задачи, с указанием необходимых ресурсов и дат выполнения.
Календарь
Страница из ежедневника, на которой фиксируется основная цель и задачи по дням/урокам. По мере выполнения задач соответствующий квадрат (день) закрашивается цветным карандашом или вычеркивается.
Заранее продумываются и фиксируются детали проекта: участники, необходимые материалы и ресурсы, форма представления, сроки и т.д.
Состоит из 5 колонок:
·      Mis objetivos son/ Мои цели
·      Las estrategias que voy a usar/ Стратегии, которые я буду использовать
·      Cómo sabré que he alcanzado el objetivo/ Как я узнаю, что цель достигнута
·      Para cuándo alcanzaré mi objetivo/ Срок достижения цели
·      Objetivo alcanzado R / Отметка о достижении цели R

Этап автомониторинга. Промежуточная рефлексия
Листы само- и взаимооценки
Разнообразные листы оценки, с указанием навыков, которые должны продемонстрировать учащиеся. Листы самооценки могут содержать графу для комментариев коллег по группе или учителя.
Стоп-кадр
Через каждые 10 минут учащимся предлагается в течение 1-2 минут записать/ зарисовать то, что они узнали. В конце урока учащиеся в парах с опорой на Flаsh-карточки повторяют и обобщают материал
 В ходе промежуточной рефлексии учащийся фиксирует три текущих достижения:
Buena noticia
У меня получилось…
Mala noticia
Думаю, нужно изменить …, потому что …
Buena noticia
Я смогу улучшить результат, если..
Опорная карточка для парной взаимооценки на основе приема “Рефлексивный сэндвич”
Кулак или 5 пальцев?
Прием блиц-мониторинга. После объяснения новой темы учитель задает вопросы на понимание. Учащиеся показывают на пальцах:
0 пальцев (кулак) – Я совсем не понимаю, мне нужна помощь;
1 палец – Я не готов работать на отметку;
2 пальца - Мне нужно еще разобраться с некоторыми деталями, прежде чем меня будут оценивать;
3 пальца – Я не совсем уверен, что все понял, но готов перейти к выполнению задания;
4 пальца – Я чувствую себя достаточно уверенно, чтобы перейти к выполнению упражнения;
5 пальцев – я все понял, могу работать дальше.
Самая скользкая точка урока
Учащиеся записывают, какой момент урока или фрагмент нового материала вызвал непонимание. Далее следует обсуждение в группе. Если сомнения остаются, карточки передаются учителю для объяснения.
Анкета “Мои техники обучения
Изучаемая в IX классе тема «Роль и способы изучения иностранных языков» идеально подходит для самоанализа и выстраивания дальнейшей линии обучения. Анкета  позволяет вывести учащихся на новый уровень осознания эффективных способов организации учебной деятельности


Этап итоговой рефлексии
«Заверши фразу»
Учащимся предлагаются фразы рефлексивного характера и варианты ответов (или открытая форма)
«Рефлексивная мишень»
На листе бумаги рисуется мишень с параметрами рефлексии, каждый участник маркером/стикером «стреляет в мишень», делая отметку согласно своим результатам
Графический органайзер в виде пирога, на котором записывается тема, то, что было известно, то. Что было изучено в ходе занятия, то, что удивило, сомнения или вопрос, который остался.
Стена граффити
На стене размещается ватман, на котором группа рисует граффити по теме урока: это могут быть факты, схемы, рисунки, мнения, и т.д. На стене граффити будет видны также пробелы, которые могут стать отправной точкой для дальнейшего планирования.
Пример систематического подхода к формированию РК. В конце каждого урока учащимся предоставляется время, чтобы кратко записать на карточке, что они узнали на уроке, возможные вопросы или сомнения, которые остались, связь изученного с реальной жизнью, комментарий. Из кирпичиков знаний каждый ученик строит свою стену по теме «…». Прием позволяет наглядно отображать поступательных прогресс
Рефлексивные дневники («Судовой журнал»)
Оформленные в виде страницы дневника, рефлексивные вопросы по содержанию учебного материала, организации процесса (само)обучения, достижению поставленных целей, стимулируют процесс самоанализа.
Соты знаний
На шестигранных карточках записываются основные понятия либо ключевые слова темы. Учащиеся выкладывают «соты», объясняя, как связаны соприкасающиеся понятия. Прием позволяет объединить учебных материал в общую картину (в том числе, межпредметную) 



Navegando по бескрайним просторам интернета, я нашла замечательный материал по использованию графических органайзеров.  Спасибо авторам за проделанную работу! Надеюсь, вам он тоже пригодится:






Думаю, многие из вас используют в работе ментальные карты и логико-семантические схемы. Я давно использую эти инструменты, но даже не подозревала, насколько разнообразны возможности их применения, пока  не попала на сайт http://tugimnasiacerebral.com Читайте и удивляйтесь!






ДИАГНОСТИКА РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ НА МЕТАКОГНИТИВНОМ УРОВНЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.       Умение формировать и анализировать модель проблемы.
1)    В решении сложной проблемы мне помогает моя способность представлять проблему в виде схемы, относить ее к определенному типу задач и др.
2)    Сталкиваясь с неудачей, я пытаюсь понять ее причины.
3)    Я увереннее ощущаю себя, когда основную задачу разбиваю на несколько промежуточных, решение которых приближает меня к цели.
4)    Изучая новый материал, я устраиваю себе по завершению мини-опрос, моделируя возможные вопросы учителя.
2.       Умение адекватно оценивать свои интеллектуальные способности, возможности и ограничения.
1)    При планировании своей умственной активности я стараюсь учесть возможные трудности, неожиданные обстоятельства
2)    Обдумывая способ решения проблемы, я учитываю свое физическое
и психическое самочувствие, свое желание действовать
3)    Мне легче справиться с проблемой, если я усиливаю ее значимость и важность для меня, тогда это становится вопросом проверки своих сил
4)    Приступая к анализу проблемы, я прикидываю, сколько может уйти времени на весь процесс и на его отдельные этапы
5)    Формируя представление о проблеме, я определяю «зоны риска», те моменты, где наиболее возможны трудности и ошибки
3.       Умение планировать процесс решения проблемы, реализовывать план и стратегию в действиях.
1)    Начиная размышлять над проблемой, я «прикидываю» примерный порядок анализа, заранее продумываю способ достижения цели
2)    С каждым шагом решения проблемы я осознаю, как он приближает меня к главной цели
3)    Я стараюсь следовать плану, даже если он едва обозначен и очень
приблизителен
4)    В процессе работы над сложной проблемой я делаю остановки и проговариваю то, что я уже сделал, и то, что еще предстоит сделать
5)    При обдумывании проблемы я осознанно выбираю стратегию, а если она не приносит результат, перехожу к другой
4.       Умение организовывать процесс решения проблемы, сознательно управлять его ходом.
1)    Я уверен, что для решения сложной проблемы может понадобиться несколько планов, как минимум план А и Б
2)    Приступая к решению проблемы, я обдумываю знания и умения, которые мне понадобятся
3)    Удерживание себя в определенных временных рамках дисциплинирует, помогает решать проблемы
4)    После нахождения решения сложной проблемы я провожу анализ своих мыслей и рассуждений, чтобы избежать ошибок в будущем, сделать выводы
5)    Я четко понимаю, что мне нужно изменить в своем состоянии для того, чтобы процесс анализа проблемы был более успешным
5.       Умение формировать ориентиры в процессе поиска решения, соотносить с ними полученные результаты.
1)    Я замечаю свои промахи и ошибки в процессе анализа проблемы, стараюсь сразу внести коррективы
2)    Я трачу время на то, что бы уточнить, какой именно результат хочу получить в ходе обдумывания
3)    Я соотношу результат умственных рассуждений с тем, что хотел получить изначально
4)    Я увереннее себя чувствую, когда перепроверяю свои действия на каждом этапе решения проблемы
5)    Основным ориентиром анализа для меня является четко поставленная цель, с которой я соотношу результаты решения промежуточных задач
6)    Я легко могу назвать стратегии, которые я использовал в процессе решения проблемы и объяснить причины их выбора


Комментариев нет:

Отправить комментарий